часть первая История ножа в бундесвере
До раздела золингеновскую фирму Eickhorn было трудно назвать неудачником на рынке штыков и тактических ножей. Основанное ещё в 1865 г. предприятие традиционно занимало ведущие позиции в изготовлении военного холодного оружия. В годы Второй мировой войны Eickhorn занималась, выпуском штыков для карабина 98k, а после ее окончания – уже упомянутого выше инерционного ножа M1956 для бундесвера.
Кроме того, в послевоенные годы военная продукция фирмы поставлялась в армии и спецслужбы более 50 государств, причём особой популярностью пользовался штык-нож к винтовке G3, а также штык-ножи КВС-70 и КВС-77. На их основе были разработаны боевые ножи по своей сути это были клоны вышеупомянутых штык-ножей без устройств для примыкания к оружию.
В середине 1970-х гг. австрийская фирма «Zeitler» разработала опытный образец ножа для австрийской армии – «Zeitler 77», однако заказа не получила. Фирма Annette Eickhorn также представила свою модификацию этого ножа – Feldmesser 78, а компания «Puma» - Commando 9500, но и в этом случае все ограничилось некоторым количеством коммерческих ножей. И только вариант ножа австрийской фирмы «Glock» – «Glock 78» был принят на вооружение австрийской армией. Затем последовала коммерческая модель с пилой – «Glock 81». Надо иметь в виду, что армия заказывала не нож, а штык-нож, поэтому к «Glock 78» полагался переходник для крепления к оружию.
Все эти ножи являются практически точной копией друг друга, имеют очень похожий клинок, различаются цветом, не значительными деталями рукояти, а также имеют различную систему фиксации ножа в ножнах. Интересно что компания «Eickhorn» в своем каталоге за 1984г. разделяет коммерческий продукт, созданный на основе экспериментального ножа Feldmesser 78, на нож «FM 80» и штык-нож «Bayonett FM-80».
Все перечисленные ножи приобретались на коммерческой основе различными подразделениями бундесвера и других силовых структур Германии. В том случае, когда ножи приобретались бойцами спецподразделений самостоятельно, стоимость ножа военнослужащим компенсировалась.
В бундесвере в то время существовало интересное правило: как вспоминает бывший военнослужащий, во время службы в 1980-1982 гг. в составе воздушно-десантного саперного батальона 12-го танкового дивизиона бойцы использовали нож «Glock-81», который в соответствии с приказом по подразделению должен был быть обернут камуфляжной тканью. Данный нож был штатным для военнослужащих этого подразделения. Следует отметить что фирма «Glock» производит две основные модели своего ножа «Glock-78» и «Glock-81» отличаются наличием пилы на обухе у «Glock-81». По армейским заказам австрийской армии производился только нож «Glock-78» оливкового цвета который отличается наличием клейма армейской приемки. Все остальные ножи этих двух моделей принято считать «коммерческими» изделиями, что не мешает использовать эти ножи армиями различных государств по всему миру.
Тем не менее, основным и единственным официально принятым на вооружение армейским ножом оставался М-1968. Нож не отвечал требованиям современной армии и требовал замены.
Компания Eickhorn производила большой ассортимент армейских ножей, казалось бы, выбор в её пользу был очевидным, но когда речь заходила о создании боевого ножа для бундесвера, фирму словно преследовал злой рок – фортуна повернулась лицом к золингеновцам лишь с четвёртой попытки.
В конкурсе 1964-1968 гг. Eickhorn опередила фирма HSK, предложившая более удачный вариант «бундескампфмессера». Спустя десять лет фирма Eickhorn направила в бундесвер еще один экспериментальный боевой нож «Kampfmesser 480», который был произведен в количестве 480 штук, отсюда и его название. Этот нож базировался на штык-ноже G-3 и имел клинок с полуторной заточкой. По сути это был «Kampfmesser МК III» с другой формой гарды, который в свою очередь был реинкарнацией боевого ножа М3 Trench Knife разработанного и принятого на вооружение в США в начале 1940-х годов.
Интересный факт – геометрия клинка М3 позволяет считать его предками нож, делавшийся по заказу немецких люфтваффе, который в свою очередь является лишь одним из многочисленных вариантов «окопных» ножей, появившихся в траншеях Первой мировой войны. Подобные заимствования не редкость в оружейной сфере, ведь во время войны во главу угла ставится эффективность, а не оригинальность. И удачный образец, доказавший свою эффективность, может прожить долгую жизнь, воплотившись во множестве копий и подражаний, зачастую – по разные стороны фронта.
В результате проведенного в школе боевых частей в Хаммельсбурге тестирования был сделан вывод, что данный нож не пригоден для использования войсками. Главные причины: гарда давит на указательный палец и впадину у большого пальца из-за своей формы, нож плохо режет, низкая коррозионная стойкость материала клинка, низкая стойкость покрытия клинка на истирание, фиксирующая петля на ножнах закреплена слишком высоко и поэтому легко соскальзывает через навершие рукояти, пружинная защелка для фиксации ножа в ножнах слишком узкая и ломается после непродолжительного использования.
Начавшаяся в 1985 году специальная программа по введению новой армейской экипировки включала также и приобретение нового универсального ножа. Компании «Eickhorn» представилась третья попытка заполучить долгожданный армейский заказ бундесвера.
На этот раз сообразительные парни из команды фирмы «Eickhorn» наконец-то поняли, что не стоит подсовывать бундесверу очередной вариант морально устаревшего ножа М3, и выбор был сделан в пользу 77 серии в которой угадывались черты штыка-ножа к автомату Калашникова. Новая модель ножа разрабатывалась под номером образца боевой техники 7340-01002. Первые испытания проходили в 1991 году в учебно-испытательной роте парашютистов в Альтенштадте. Во время тестирования были также испытаны боевые ножи дружественных армий, такие как, например, английский MOD и австрийский полевой нож фирмы Glock. Также были протестированы несколько вариантов ножей армии США. Однако комиссию не удовлетворил ни один из протестированных ножей.
Недостатки, обнаруженные во время испытаний, были полностью устранены фирмой «Eickhorn» и новый нож получивший название A.C.K. (Advanced Combat Knife) был испытан в 1992 году в учебном батальоне истребительной авиации с довольно удачными результатами, а в школе пехоты и боевых частей Гаммельбурга с оценкой «непригоден».
Нож A.C.K. вполне соответствовал современным военным тенденциям многофункциональности: клинок формы «боуи» с односторонней стамесочной заточкой, двумя вариантами пилы на обухе: классической пилы по дереву и универсальной пилы, рукоятью из усиленного стекловолокном полиамида с внутренней полостью, с пластиковыми ножнами, регулируемыми ножницами для резки проволоки, отверткой и устройством для подточки. Рукоять и ножны защищали от ударов электрическим током до 500 Вольт, если было необходимо разрезать проволоку, находящуюся под током.
Тестирование показало принципиальную пригодность ножа A.C.K. для применения в действующей армии, по сравнению со штатным ножом бундесвера он являлся качественным прорывом. Однако судьбу А.С.К. решило объединение Германии, бундесвер внезапно оказался владельцем более полумиллиона штык-ножей к автомату Калашникова моделей М1959 и М1974.
Нож A.C.K. пал жертвой экономии, а экспериментальные образцы перекочевали к подводным диверсантам и водолазам - специалистам по обезвреживанию мин. А «Eickhorn» осталось изготавливать свой A.C.K. на экспорт.
Новый всплеск интереса к боевому ножу у бундесвера возник через десять лет, когда 5300 немецких солдат отправились в заморскую командировку для «защиты демократии в Гиндукуше» и выявились первые проблемы в слабо приспособленном для выполнения подобных миссий армейском оснащении и вооружении.
В марте 2002 г. ведомство по материально-техническому снабжению бундесвера под шифром TL-7340-0014 утвердило новые технические требования к пехотному боевому ножу, который должен стать одним из компонентов снаряжения «пехотинца будущего».
Новый нож должен был иметь общую длину клинка 170-175 мм, длину ножен не более 195 мм, массу не более 350 г, диапазон температурного применения от -30 до +50 °C, обладать коррозионной и химической стойкостью (особенно против керосина, масел, жиров, средств защиты от насекомых и пр. – то есть всех материалов, с которыми часто приходится иметь дело в полевых условиях).
Клинок требовалось выполнить из нержавеющей стали с наибольшей толщиной не менее 4,5 мм с серрейтором в нижней задней его части длиной 65 мм. Твёрдость – от 52 до 54 HRC.
Рукоять и ножны должны были изготавливаться из полиамида, причём предусматривалось наличие встроенного приспособления для заточки. Согласно требованиям, нож должен был совмещать себя функции как полевого, так и боевого ножа и применяться в качестве режущего, рубящего и колющего холодного оружия, а также инструмента (рычага, инструмента по жести, зубила, стропореза, средства для разбития стёкол, лёгкого молотка). Приспособления для резки проволоки, как в штыке-ноже к «калашникову» или в ноже ACK, не предусматривалось, поскольку оно было неэффективно для резки широкой стандартной колючей проволоки НАТО.
В общей сложности в конкурсе приняли участие 19 фирм, среди которых были такие известные производители ножей, как Puma, Boker и Gerber. В этот раз победу Eickhorn обеспечило тесное взаимодействие с военными при разработке ножа. Его создателями были руководитель фирмы Йорг Эйкхорн и один из представителей военного ведомства, пожелавший остаться неизвестным. Благодаря этому Eickhorn хорошо знала, что нужно делать, и вышла с честью из столь нелёгкого испытания. В начале 2003 г. нож фирмы Еickhorn был принят на вооружение бундесвера под наименованием KM 2000 (Kampfmesser 2000 – боевой нож 2000). В течение менее чем трёх месяцев Eickhorn поставила сухопутным войскам бундесвера и люфтваффе почти 18 000 таких ножей. Первыми KM 2000 получили воздушно-десантные подразделения. Помимо централизованного снабжения офицеры и солдаты могут приобретать нож и в частном порядке, через специальную сеть магазинов LHD (аналог советского «Военторга»), отвечающих за снабжение бундесвера и федеральной полиции обмундированием, и снаряжением. Впрочем, нож доступен и для коммерческой продажи лицам старше 18 лет. Немецкие законы разрешают хранить его дома без лицензии, а вот ношение его запрещено.