tank der n 1500x1125

 Златоустовская оружейная фабрика начала выпуск юбилейной серии «черных» ножей, посвященной 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса. В 1943-м году каждый боец-доброволец получил в подарок Златоустовский нож, всего для танкового корпуса было изготовлено десять тысяч «черных» ножей.

                                                                                 

Оснащение техникой, оружием и всем необходимым шло за счет выпуска сверхплановой продукции - такие обязательства взяли на себя трудовые коллективы и на личные сбережения населения. Известно, что Златоустовские сталевары Амосов, Вилисов, Кочетков, Панков, Эрман к Первому мая (т.е. за март и апрель) выплавили сверхплановой стали на 200 танков и 500 тысяч мин. Коллектив швейной фабрики пошил три тысячи комплектов обмундирования. Часовой завод выпустил 366 танковых часов. Завод имени Ленина приготовил для уральских добровольцев 820 топоров и кирок, 450 портсигаров, 675 зажигалок и 10000 армейских ножей».

Знаменитый «шварцмессер» - легенда Великой Отечественной войны. Своим именем «черный» нож обязан отваге уральских танкистов. На вооружение советской армии он был принят после финской войны. Это был армейский нож образца 1940 года. Его производство на Златоустовском заводе имени Ленина началось летом сорок второго, причем, производство было освоено в очень короткие сроки - за две недели.

- Юрий Петрович Окунцов – заведующий отделом истории краеведческого музея Златоуста: «В технических документах это оружие значилось как «тип Н-41», в отчетах начальника цеха оно было представлено как «нож кинжальный». Уже в третьем квартале 1942 года цех №16 изготовил 74300 ножей, в четвертом – 186800. На 1943-й план на армейские ножи был очень высоким: более одного миллиона единиц. Но основная продукция завода - снаряды. Рабочих не хватало, их часто снимали с производства холодного оружия и переводили на выпуск 122-миллиметровых снарядов. Они были фронту нужнее, жертвовать приходилась шашками и ножами.

Армейский нож изначально предназначался для разведчиков и десантников, потом решили вооружать и автоматчиков, в рукопашном бою им могли пригодиться армейские ножи. В некоторых подразделениях разведки Златоустовские ножи вручали новичкам только после взятия «языка» или других боевых испытаний. То есть уже с первых дней поступления на фронт эти ножи заслужили к себе уважение за большую прочность, остроту лезвия. И они, действительно, были черного цвета. Металлические части воронились, а ножны и рукоять покрывались черным лаком.

Для танкового корпуса армейские ножи заводчане готовили сверх плана. К моменту отправки каждый боец получил Златоустовский нож. Надо сказать, что за время войны, это удалось установить недавно, в Златоусте было изготовлено 906600 черных ножей, из них 10000 танкистам. Получилось так, что название «черный» нож дал оружию враг. После отправки на фронт, свой первый бой уральские танкисты приняли под Орлом, в самом пекле войны. Это было одно из важных стратегических направлений гитлеровской армии. Там впервые и встретились уральцы с врагом. На экипировку бойцов-танкистов обратила внимание немецкая разведка. В листовках командование предупреждало своих солдат: «Внимание! Внимание! на нашем фронте появилась дикая дивизия с черными ножами – Schwarzmesser Panzer Division».

- Федор Николаевич Яблонский: «Боевой путь Уральского добровольческого корпуса закончился в мае 1945 года. С боями наши танкисты прошли две тысячи километров. Они освобождали Украину, шли по Польше. Самое интересное, что в советских вооруженных силах нет ни одного воинского подразделения, которое бы имело столько наград – 54 ордена. Первый бой уральские добровольцы приняли 27 июля 1943 года, а уже 23 октября корпус получил звание 10-го Гвардейского. В годы войны на фронте солдаты знали, что такое «десятка». В наступательных операциях в Европе против танкового корпуса действовала дивизия «охрана фюрера», но уральцы вновь показали свое умение уничтожать лучшие соединения противника.

Название – «Дивизия черных ножей» прочно закрепилось за корпусом. Сразу после первых боев была написана песня о черных ножах. Ее автор - Роза Нотик. О ней известно, что в 1943 году ей был 21 год, и она сбежала из Челябинска вместе с добровольцами. Причем, сбежала с военного завода, и за дезертирство чуть не угодила под трибунал. Но Розу спас ответ генерала на ее письмо: «Дезертиров на фронте не бывает». Девушка работала в медсанбате, а в перерывах занималась самодеятельностью и писала стихи. Ее стихотворение о черных ножах стало песней, причем, такой же легендарной как само уральское оружие и сам героический уральский корпус.

Слова Р.Нотик, музыка Н.Комма и И.Овчинина

Шепчут в страхе друг другу фашисты,

Притаясь в темноте блиндажей:

Появились с Урала танкисты —

Дивизия черных ножей.

Беззаветных бойцов отряды,

Их отваги ничем не убьешь.

Ой, не любят фашистские гады

Наш уральский стальной черный нож!

Как с брони автоматчики спрыгнут,

Никаким их огнем не возьмешь.

Добровольцев не смять лавину,

Ведь у каждого черный нож.

Мчатся танков уральских громады,

Вражью силу бросая в дрожь,

Ой, не любят фашистские гады

Наш уральский стальной черный нож!

Мы напишем седому Уралу:

«Будь уверен в сынах своих,

Нам не зря подарили кинжалы,

Чтоб фашисты боялись их».

Мы напишем: «Воюем, как надо,

И уральский подарок хорош!»

Ой, не любят фашистские гады

Наш уральский стальной черный нож!

По исследованиям Ю.П. Окунцова, а гриф секретности с документов был снят только в 2012 году, на заводе имени Ленина была выпущена модифицированная партия армейского ножа. В 1944 году Златоустовские оружейники предложили новый вариант оружия. У прежнего образца деревянная рукоять иногда выходила из строя, и ее решили усилить. Несколько десятков новых образцов было сделано, и эта партия была отправлена для руководящего состава Наркомата боеприпасов. По документам этот армейский нож проходил как образец 1944 года, интересно, что он был не черного, а коричневого цвета. Такие образцы можно увидеть в Центральном музее вооруженных сил. После войны производство «черных» ножей на заводе Ленина продолжалось недолго. И было остановлено на полвека.

Валерий Александрович Томея – генеральный директор Златоустовской оружейной фабрики: «Эта точная копия ножа, который мы начали выпускать в 2005 году. К этому времени уже не сохранилось никаких чертежей. Поэтому мы взяли образец 1943 года, и наши оружейники воссоздали копию. И вот уже столько лет танковый нож (так он проходит по документам) – один из самых популярных. У него хорошая функциональность: и в мирной жизни пригодится, и в разведку с ним можно сходить. И, конечно, это одна из славных страниц нашей истории: истории Отечества и Златоустовской оружейной фабрики. Конечно, мы не могли пройти мимо юбилейной даты 70-летия Уральского танкового корпуса, с этой датой связана героическая история и нашего «черного» ножа. Поэтому мы выпускаем особую юбилейную серию, посвященную великому подвигу бойцов «швармессер панцер дивизион».