Тридцатые годы прошлого века ознаменовались рождением нового вида войск — парашютно-десантных соединений, которые впервые появились в Советском Союзе. Датой рождения советских воздушно-десантных войск считается 2 августа 1930 года, когда в ходе учений под Воронежем в два этапа было десантировано подразделение в составе 12 человек
Уже через год в Ленинградском военном округе был сформирован авиамотодесантный отряд численностью 164 человека. В сентябре 1935 года на маневрах Киевского военного округа в течение двух часов были десантированы свыше 1188 человек, которые, «захватив» плацдарм, обеспечили приземление и высадку из самолетов 1766 бойцов с пушками и автомобилями. На следующий год во время проведения учений Белорусского военного округа с воздуха десантируется уже 1800 человек и осуществляется переброска самолетами стрелковой дивизии в составе 5272 человек с военной техникой (пушки, броневики и легкие танки).
На этих учениях присутствовали военные атташе многих стран, но только немцы осознали, какие перспективы открывает этот новый род войск, который отлично вписывался в стратегию молниеносной войны.
29 января 1936 года главнокомандующий ВВС Германии (люфтваффе) Герман Геринг издает приказ о создании парашютного батальона, положившего начало воздушно-десантным соединениям фашистской Германии. Батальон был расквартирован в городе Стендаль-Борстере, находящемся недалеко от Берлина. Здесь же был расположен учебно-тренировочный центр по подготовке парашютистов.
Боевое крещение эти части прошли во время операций в Скандинавии весной 1940 года. Десантные подразделения успешно использовались на первом этапе Второй мировой войны во время операций в Бельгии, Голландии, Греции, Дании, Норвегии и Польше и получили у союзников прозвище «зеленые дьяволы Геринга».
Воздушно-десантные части люфтваффе относились к элите вооруженных сил Германии, для них разрабатывались самые совершенные виды вооружения, техники и экипировки.
Личный состав был вооружен одними из самых лучших пистолетов «Luger P-08» (рядовой состав) и «Walter P-38» (офицеры).
Именно для десантных частей были разработаны знаменитые пистолеты-пулеметы «Erma MP-39/40» (у наших солдат они были известны как шмайсер).
Опередившая свое время штурмовая винтовка «Fallschirmlandunsgewehr-42» (FG-42).
Автомат «MP-44», сигнальный пистолет «Kampfpistole» с нарезным стволом, который позволял вести стрельбу сигнальными ракетами, осколочно-фугасными, разрывными и дымовыми гранатами, противотанковые ружья PzB 39 и sPzB 41.
Для транспортировки легкого артиллерийского вооружения использовался оригинальный малый тягач — «Kettenkrad», а для переброски личного состава и техники был создан самый большой в мире планер «Me-321», послуживший в дальнейшем основой для транспортного самолета-гиганта «Me-323».
На этом фоне вызывает удивление тот факт, что в качестве одного из основных видов вооружения — парашютной системы, использовались парашюты RZ1 (до 1940 года) RZ16 (до 1941 г.) и RZ20 (RZ — Ruckenpackung Zwangauslosung ранцевый парашют) с крайне неудачной системой крепления строп к обвязке на основе устаревшей итальянкой системы Сальваторе. Единственным достоинством этой системы было то, что она позволяла совершать десантирование с довольно малых высот 100–120 м (во время операции на Кипре выброска части парашютистов выполнялась вообще с высоты 75 м).
В то же время эта система обладала существенными недостатками:
— сильный рывок при раскрытии купола парашюта;
— крепление парашюта не позволяло парашютисту управлять направлением снижения;
— высокая скорость снижения.
Эти недостатки требовали от десантников освоения довольно сложной техники парашютного прыжка, для того чтобы избежать травмирования из-за сильного динамического удара при раскрытии купола парашюта (знаменитый «нырок» германских десантников). Кроме этого из-за того, что парашютист не мог управлять парашютом во время снижения, он мог повиснуть на деревьях, зданиях, приземлиться на воду. Отсутствие возможности управлять направлением снижения не позволяло погасить скорость снижения (3,5–5,5 м/сек) за счет разворота по ветру. Поэтому приземление сопровождалось довольно сильным ударом. А поскольку при снижении из-за особенностей системы крепления тело парашютиста было наклонено вперед под углом 45°, то при приземлении он одновременно касался земли носками ботинок, коленями и руками. Для гашения силы удара парашютист выполнял кувырок вперед.
Акробатические кульбиты в воздухе и на земле, сопровождавшиеся динамическими нагрузками, привели к тому, что десантирование проводилось «налегке». Из оружия десантник имел при себе только пистолет. Все снаряжение и остальное оружие выбрасывалось отдельно в специальных контейнерах. Кроме этого пришлось разрабатывать специальную каску, защитные наколенники и налокотники.
Помимо этого, особенности системы не позволяли быстро «загасить» купол парашюта, регулируя длину строп. При сильном ветре парашютиста часто опрокидывало на спину и волочило по земле. Неудивительно, что даже при использовании специальных защитных налокотников и наколенников травмы были частым явлением. Для того чтобы в случае необходимости быстро освободиться от парашютных строп, десантнику нужен какой-либо компактный резак.
Все эти проблемы были неведомы союзникам, поскольку их парашютные системы были свободны от этих недостатков, а для перерезания строп в экстренных обстоятельствах парашютист всегда имел возможность сделать это штатным боевым ножом, находящимся при нем во время выброски.
Для быстрого освобождения от парашютных строп по заказу люфтваффе был разработан специальный нож-стропорез, который поступил на вооружение воздушно-десантных соединений фашистской Германии 24 мая 1937 года.
Нож получил название «Fliegerkappmesser — FKM» (летный нож-резак) или «Kappmmesser» (нож-стропорез).
В западной литературе этот нож известен также как «Luftwaffe Fallschirmjäger-Messer» (парашютный нож люфтваффе), «German gravity knife» (немецкий гравитационный нож), «Luftwaffe gravity knife» (гравитационный нож ВВС Германии), «Paratrooper gravity knife» — (гравитационный нож парашютиста-десантника), «Bundeswehr gravity knife» (гравитационный нож бундесвера), а также «Bundeswehr-fallmesser» (аварийный нож бундесвера) и проч.
Немецким оружейникам удалось создать простой, компактный и надежный нож, которому было суждено не только пережить Третий рейх, но и стать одним из самых известных армейских ножей в мире, который до сих пор состоит на вооружении бундесвера и некоторых стран НАТО.
Всего известно пять различных модификаций этого ножа, из которых первые две выпускались в период существования фашистской Германии, остальные три — в послевоенный период.
Первая модель стропореза «М-1937», или Type I FKm выпускалась в период с 1937 по 1941 год в Золингене, на предприятиях германских компаний «Paul Weyersberg & Co» и «SMF» (Solinger Metallwaffenfabrik Stoecker & Co).
Полная длина ножа составляла 25,5 см, в сложенном виде — 15,5 см. Клинок имел классическую форму перочинного ножа с острием каплевидной формы (drop point), изготавливался из нержавеющей стали и имел длину 10,5–10,7 см при толщине обуха — 4,0–4,2 мм. Для предотвращения коррозии все металлические части были никелированными.
Накладки рукоятки изготавливались из дуба, ореха или бука и крепились к ней медными заклепками.
Нож имел неразборную конструкцию, помимо клинка в нем находилась откидная свайка — шило длиной 9,3 см для распутывания узлов. Эту свайку можно было использовать и как щуп для поиска мин. На рукоятке ножа имелась дужка для крепления вытяжного шнура.
Стропорез носили в специальном кармашке парашютных штанов над правым коленом, который застегивался на кнопки. Для удобства извлечения ножа из кармана, а также предотвращения его потери, служил шнур, который одним концом закреплялся на дужке рукоятки, а другим — на куртке парашютиста.
В сложенном состоянии клинок фиксировался внутри рукоятки. Открывание ножа можно было выполнить одной рукой. Для этого необходимо было отжать фиксатор, наклонить его устьем вниз или выполнить энергичный взмах рукой, после чего за счет силы тяжести клинок выдвигался в рабочее положение (отсюда название «гравитационный» или «инерционный» нож).
При эксплуатации первой модели ножа выявился его существенный недостаток — неразборная конструкция практически не позволяла провести чистку ножа после загрязнения в полевых условиях.
Этот недостаток был устранен в следующей модели — «M-1937/II» (Type II FKm), которая выпускалась с 1941 года до конца войны. Помимо вышеназванных компаний ножи изготавливались и на предприятиях других компаний, в том числе компании «E. A. Heibig».
Основное отличие второй модели — это возможность быстрой разборки ножа на составные части для его чистки или замены поврежденного клинка на новый. Причем для выполнения этих операций никаких особых инструментов не требовалось.
Кроме этого, на гарде и рычаге фиксатора вместо никелирования использовалось оксидирование, и они имели темный цвет.
Начиная с 1942 года клейма производителей на клинке ножей были заменены их заводскими кодами (Reichsbetriebnummer). Так, например, ножи со штампом «М7/43» — изготавливались компанией «Раul Wеуеrsberg & Со», а «М7/13» — «SMF».
В ходе войны из-за дефицита сырьевых ресурсов на клинке сначала вместо никелирования стали использовалось оксидирование, а затем и вовсе их стали изготавливать из углеродистой стали с воронением.
Ножи состояли не только на вооружении подразделений ВДВ, но и летного состава люфтваффе и танковых частей.
После того как в руки англичан попали образцы стропорезов люфтваффе, было принято решение о налаживании производства таких ножей в Англии для спецподразделений Управления специальных операций SOE (Special Operations Executive) и других подразделений специального назначения.
Английская версия ножа была разработана шеффилдской компанией «George Ibberson & Co», на предприятиях которой и была изготовлена первая партия стропорезов в количестве 500 штук.
Ножи полностью повторяли конструкцию и размеры немецкого M-1937/II. Исключение составляли черные рифленые рукоятки из стеклотекстолита бексоид, хотя небольшая часть ножей изготавливалась и с гладкими деревянными рукоятками. В дальнейшем производство таких ножей было организовано на заводах других компаний Шеффилда и Йоркшира. Всего за годы войны в Англии было выпущено около 3200 ножей.
По некоторым данным, все оставшиеся после войны ножи были собраны вместе и затоплены в Северном море.
Первая послевоенная модель стропореза — «BW Kappmesser für LL-Truppe» (Type III FKm) была выпущена в 1955 году спустя год после воссоздания подразделений ВДВ в вооруженных силах ФРГ. Производство этих ножей было освоено на предприятиях компаний, которые специализировались на изготовлении столовых приборов — «WKC» (Weyersberg, Kirshbaum & Co) и «Anton Wingen Jr.».
Нож имел неразборную конструкцию, а поскольку в нем отсутствовала свайка, рукоятка ножа была более тонкой по сравнению с ножами периода войны. Клинок, его устье и рычаг фиксатора для защиты от коррозии имели никелированное покрытие. Черные накладки на рукоятку были изготовлены из пластмассы и имели рифление в виде трех групп параллельных полос для более надежного удержания в руке. Для предотвращения загрязнения устье рукоятки закрывалось овальной откидной металлической заглушкой (trap door).
Возвратившись к неразборной конструкции, немцы наступили на те же грабли, что и при принятии на вооружение первой довоенной модели стропореза. Кроме этого многие ветераны ВДВ хотели иметь в своих руках привычный нож военной модели.
Поэтому уже в 1961 году был выпущен новый вариант стропореза. Он был принят на вооружение (обозначение бундесвера — 7340-12-140-10-31, Messer, Kapp — LL — Truppe) как нож «M-1963» (Type IV FKm).
Нож снова был выполнен разборным и по внешнему виду напоминал модель 1941 года. Отличие состояло в пластмассовой рукоятке оливкового цвета с рифлением. На рукоятке была выштампована надпись «BUND» или «BW» (бундесвер).
Этот нож изготавливался компаниями «WKC», «Anton Wingen Jr.», «WMF» (Württembergische Metallwarenfabrik), «OWF» (Otto Förster, Witzhelden) и «Carl Eickhorn Waffenfabrik AG».
Нож до сих пор стоит на вооружении парашютно-десантных, танковых и авиационных частей бундесвера.
Благодаря своей надежности и практичности нож пользовался большой популярностью. Военнослужащие после прохождения военной службы нередко прихватывали его с собой на гражданку.
На предприятиях компании «Anton Wingen Jr.» выпускались также и гражданские модели инерционных ножей.
В 1975 году одна из компаний, на предприятиях которой изготавливались ножи четвертой модели, — «Carl Eickhorn Waffenfabrik AG» обанкротилась и прекратила свое существование.
Созданная на ее основе новая компания «AES» (Annette Eickhorn Solingen) начала производить модифицированные ножи-стропорезы.
От предыдущей модели 1963 года они визуально отличались меньшими размерами и наличием открывалки для бутылок на гарде ножа. Разработчики уменьшили количество деталей ножа, за счет чего нож получился более технологичным.
Клинок ножа (длина — 8,6 см, толщина обуха 3,6 мм) изготавливался из нержавеющей стали 440 A. Рукоятка оливкового цвета была изготовлена из упрочненного полиамида. В центральной части рукоятки наносилось название компании «AES» и год выпуска (AES 1978, AES 1979 и т. д.). Полная длина ножа составляла 28 см.
Через несколько лет компанию постигла участь ее предшественника — она обанкротилась.
Акции компании были скуплены шотландской компанией «LBA Systems Limited», к которой перешли все права на использование бренда «Eickhorn», патентов и всей интеллектуальной собственности.
Выпуск ножей «AES» продолжился под маркой «Original Eickhorn-Solingen Limited», но с новым названием «LL 80» (LL — предположительно от Luft-Lande — воздух-земля).
Помимо клинка с обычным лезвием выпускались и варианты ножа с серейторной заточкой.
Ножи предназначались для гражданского и военного использования (соответственно имели рукоятку черного или оливкового цвета).
Все эти ножи продвигались на рынке как ножи парашютистов-десантников.
Однако все они никогда на вооружении бундесвера не стояли, хотя и использовались в армейских подразделениях.
В иностранной литературе их иногда называют пятым поколением немецких стропорезов (Type V FKm).
В начале 1980-х гг. на основе стропореза «LL-80» была разработана версия ножа для подразделений и служб, работающих в чрезвычайных ситуациях — пожарные, полиция и др.
Нож получил название «RT» (RT — rescue tool — «инструмент аварийных ситуаций»).
Нож выпускался в двух вариантах — «RT-1» (с красной рукояткой) и «RT-1 TAC» (черной).
В отличие от стропореза десантников острие его клинка имело форму крюка, а часть лезвия — заточку в виде мелкозубой пилы (серейтор). Кроме этого гарда ножа имела конический стеклобой.
Полная длина ножа составляла 22,2 см, длина клинка — 8,5 см при толщине обуха — 3,3 мм. Для изготовления клинка использовалась нержавеющая сталь X55 CrMo14 (1.4110), твердость режущей кромки — 56 ед. Роквэлла. Вес ножа –210 грамм.
Практичность и надежность конструкции этого ножа, а также окружающий его ореол десантников люфтваффе обусловили производство его копий более чем в 50 странах мира.
В США этот нож выпускается компанией «Colt» под наименованием «CSAR Tool LL80» (Colt Search and Rescue — нож для спасательных работ и аварийных ситуаций).
Полная длина ножа составляет около 22 см, при длине клинка 8,5 см. Клинок толщиной 3,3 мм изготавливается из нержавеющей стали 440 A. Вес ножа — 210 грамм.
В ножевой литературе стропорез копмессер часто относят к боевым ножам. Однако какие-либо реальные подтверждения его использования в рукопашных схватках отсутствуют. Кроме этого, как и все ножи с фронтальным выбросом клинка OTF (out-the-front), имели сильный люфт клинка. Для усиления его боевых свойств зарубежные копии этих ножей дополнялись кастетом, на его основе выпускались ножи с фиксированным клинком кинжальной формы.
Вообще же нож-стропорез использовался военнослужащими прежде всего, как удобный многофункциональный инструмент. Тем более что на вооружении парашютно-десантных соединений состоял и боевой нож «Luftwaffe kampfmesser M42».
В своей книге «Боевые ножи спецподразделений» известный специалист в области холодного оружия Дитмар Поль пишет, что на вопрос об использовании этого ножа в рукопашной схватке ветераны воздушно-десантных сил Германии не смогли припомнить ни одного такого случая.
Скорее всего, такое использование копмессера имело место только во время знаменитой операции «Меркурий» на Крите. Однако это диктовалось чрезвычайными обстоятельствами. Из-за плохой погоды и сильного противодействия ПВО часть десантников была выброшена непосредственно над вражескими позициями, и им приходилось вступать в бой сразу же после приземления, имея при себе только пистолет и стропорез (потери во время проведения операции составили 3637 десантников из 8500, принимавших в ней участие).
После операции «Меркурий» многие десантники стали перетачивать свой стропорез, придавая клинку кинжальную форму, для того чтобы после приземления иметь при себе кроме пистолета еще и нож, который можно было бы использовать как холодное оружие.
Справедливости ради следует отметить, что программа подготовки по рукопашному бою спецподразделений Англии во время войны включала обучение ведению боя английским аналогом ножа, в том числе и использованию свайки-шила для бесшумного снятия часовых.
Как уже отмечалось, в ВДВ союзников не было необходимости в специальном парашютном ноже-стропорезе. В СССР такие ножи появились лишь в 50-х гг. прошлого века. Их производство было организовано на заводе «Октябрь» (теперь предприятие «Саро») в городе Ворсма.
Клинок ножа имел длину 13 см, при длине рукоятки — 10 см. Лезвие ножа представляло собой двустороннюю пилу вогнутой формы. Кончик лезвия для безопасности имел скругление. Нож выпускался в нескольких вариантах, отличающихся формой и размерами клинка и рукоятки. Нож комплектовался кожаными ножнами, которые впоследствии были заменены пластиковыми.
Этот стропорез состоял на вооружении подразделений ВВС и ВДВ. В воздушно-десантных войсках он использовался в основном в учебных центрах, хотя некоторое количество поступало и в строевые части. Обычно в качестве стропореза использовался стандартный штык-нож, который во время прыжка с парашютом находится в специальном кармане запасного парашюта.
В конце 50-х гг. была выпущена более компактная и безопасная в использовании версия стропореза. В обиходе нож получил название «НП-58» по наименованию одной из моделей парашюта. Его клинок, как и у немецкого ножа, выдвигался из рукоятки под своей тяжестью. Клинок из углеродистой стали с двусторонней заточкой не имел серейтора. Накладки рукоятки стропореза были выполнены из бакелита. Однако практика его использования показала, что из-за уменьшения размеров и формы клинка, а также его сильного люфта он был менее удобен и практичен. Нож выпускался до начала 1980-хх гг.
Такие же ножи состояли на вооружении стран Варшавского договора.
Анатолий ФОМИН
Фото из архива автора